Кафедра международных отношений и гуманитарного сотрудничества

Семинар 1. Международные отношения в древности

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Особенности международных отношений древности.

2. Международные отношения Древнего Востока.

3. Международно-политическая система эллинистического мира.

4. Особенности внешней политики Древнего Рима.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Каковы особенности субъектов международных отношений Древнего мира?

2) В чем заключаются особенности форм и содержания международных отношений древности?*

3) Каковы основные факторы определявшие внешнеполитический курс Ассирии?

4) Какие направления можно выделить в международных связях Древней Греции?

6) Что такое проксении, амфиктионии и симмахии? Приведите примеры.

7) Какие формы международных связей существовали в Риме?*

8) Каковы особенности организации дипломатической службы в Риме времен империи?

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В древности национальной идентичности не существовало, человек проявлял политическую лояльность не по национальному признаку, а по родовому, религиозному, территориальному, либо по династийному - как лояльность по отношению к определенной династии. «Если можно говорить для этого времени о патриотизме, то это был патриотизм своего клана, племени, общины сельской или городской, даже подданства определенному царю или династии. Но уже о преданности местным богам, как о некоем эрзацэтническом самосознании говорить не приходится. Каждый бог властен был только на своей территории, и если человек приходил на чужую землю, он должен был поклоняться другому, местному божеству[1]». С развитием монотеистических религий они также становятся важнейшим фактором политической идентификации. Таким образом, субъектами международных отношений и соответственно объектами политической лояльности в древности и средневековье выступали родовые кланы, правители и церковь. Для древних жителей Египта, например, главным принципом деления «мы-они» была политико-религиозная лояльность, а не этническая/национальная. Со времени Старого царства существенную часть войска и основу полицейских сил Египта составляли нубийцы. Под конец Среднего царства египетские государи способствовали переселению в Дельту множества «азиатов», не мешая им сохранять культурные отличия[2]. Характерно, что в основе хронологии истории древних государств, Древнего Египта в частности, которая появилась еще во времена Александра Македонского лежит династийный принцип.

Египетские божества, египетский образ жизни, египетская иероглифическая письменность делали человека египтянином. Клинопись и литературный вавилонский язык, шумеро-аккадские боги и месопотамский образ жизни делал аккадца. Полисное устройство, олимпийские боги, олимпийские игры, заучивание песен Гомера делали эллина[3]. Чужими в Древнем Китае считались любые группы за пределами юрисдикции данного священного правителя – вана[4].

Контакты между различными народами происходили во все времена, их последствия в разной степени можно обнаружить во многих проявлениях материальной и духовной культуры - в языке, традициях и т.д. Из-за отсутствия письменных данных масштабные переселения народов в эпоху развитой и поздней бронзы в Евразии не получили такого же освещения, как подобные явления более поздних периодов. Известный археолог Л.С. Клейн выделил два крупных переселения народов, берущих начало в бронзовом веке. Начиная с середины III тыс. до н.э. с перерывами до VIII в. н.э., масштабные миграционные процессы охватили территории западной Азии, северной Африки и южной Европы, а начавшееся одновременно переселение народов более северных территорий закончилось приблизительно в конце II – начале I тыс. до н.э. При этом, как отмечает Клейн, исходный импульс миграционной лихорадки в первом случае связан с народами семитской языковой семьи, а во втором – с индоевропейской. Ну а первоначальный импульс «великого переселения народов» III – VII вв. н.э. оправдано связывать с монгольскими и тюркскими народами[11].

Более того, международные контакты являются непременным условием развития народа, о чем свидетельствует стагнация и деградация культур-изолянтов. С.А. Арутюнов выделил четыре варианта последствий контактов между народами, которые при всей условности могут быть использованы для характеристики особенностей межэтнической коммуникации в исторической ретроспективе[12]:

Прибавление – подразумевает усвоение некоторых сторон культуры другого этноса. Например, новых навыков европейцами в процессе Великих географических открытий.

Усложнение – качественное изменение культуры этноса под влиянием более богатой. Именно такой результат имело для древнерусского государства взаимодействие с Византией, и прежде всего принятие из Византии Православия.

Убавление – потеря некоторых традиционных форм и элементов собственной культуры в результате контакта с более развитой. Многие сибирские народы до прихода русского населения были знакомы с металлургией, однако под давлением изделий русских, сделанных промышленным способом, эта отрасль хозяйства стала исчезать.

Обеднение (эрозий) – постепенное исчезновение этнической культуры. Процесс этот может носить разную окраску: от физического истребления народа до постепенной культурной ассимиляции.

Институализация международных отношений происходит с появлением первых международных договоров, которые появляются в III тыс. до н.э. Древнейшим из дошедших до нас договоров является договор между аккадским царем Нарамсином с мелкими правителями Элама, заключенный в первой половине XXIII в. до н.э.

История Древнего Мира это огромный промежуток времени от появления первых цивилизаций в IV тыс. до н.э., до великого переселения народов и падения Рима в 476 г. На протяжении этого периода на исторической арене выступало огромное число племен и государств, постоянно находившихся в культурном, экономическом, военно-политическом взаимодействии. О многих из них мы имеем лишь отрывочные знания. Традиционно историю древнего мира делят на историю древних культур Востока и историю древних культур Запада (или Античность).

История Древнего Востока

1. Древнего Египта, которая делится на три периода. Первый – это Раннее Царство (XXXIII-XXIX вв. до н.э.); второй - Период Среднего Царства (XXI-XVIII вв. до н.э.) и эпоха Нового Царства (XIV-XII вв. до н.э.). В I в. Египет, который к тому времени был частью Ахеменидской державы (осколка распавшейся империи Александра Македонского) был покорен Римом.

2. История Передней Азии включает в себя цивилизации Древнейшей Месопотамии (нач. III-II тыс. до н.э.) – это Шумеро-Аккадское царство ( IV - III тыс. до н.э.); Вавилонское царство – I половина II тыс. до н.э.; Ассирия и Вавилония – в XX – VII вв. до н.э. Хеттское царство – XVIII – XII вв. до н.э. Ванское царство (Урарту) – I тыс.до н.э.

3. Культуры Восточного Средиземноморья - Сирия, Финикия, Палестина, Израильско-Иудейское царство, Финикийская колония – Карфаген (IX-III вв. до н.э.).

4. Иран и Средняя Азия: древние государство – Элам – III тыс. –VI в до н.э; Медийское царство – VIII-VI вв. до н.э.; Персидская держава – VI-IV вв. до н.э.-; Кушанская держава (I – III вв. н.э.) и Парфия (III в до н.э. – III в н.э.).

5. Южная Азия в древности. Индская цивилизация – XXIII-XVVII вв. до н.э. «Ведийский период» в Северной Индии – XII-VI вв. до н.э. «Буддийский период» - V-III вв. до н.э. Классическая эпоха -  II  в. до н.э. – V в. н.э.

6. Страны Восточной и Юго-Восточной Азии древности. Древний Китай. Шан-Инь и Чжоу. Древнейшее государственное образование в Китае II  тыс. до н.э. – VIII в. н.э.; Древний Китай в VIII-III вв. до н.э.; Империя Цинь – III в до н.э.; Империя Хань – III в. до н.э.- I в. н.э.; Древний Китай в I –III вв. н.э.

История Древнего Запада

1. Крито-Микенский период – конец III – II тыс. до н.э. который подразделяется на Минойскую цивилизацию – XXX-XII вв. до н.э. и Микенскую цивилизацию - История Древнего Мира это огромный промежуток времени от появления первых цивилизаций, до великого переселения народов.

2. Полисный период – делится на три части: Гомеровский («Темные века» - XI-IX вв. до н.э.), Архаический - VIII-VI вв. до н.э., Классический V-IV вв. до н.э.

3. Эллинистический период делится на первый (334-281 гг. до н.э.), второй (281-150 гг до н.э.), третий (150-27 гг. до н.э.).

4. История Древнего Рима также делится на 3 периода – 1) Царский период 754-510 до н.э. 2) Республика (ранняя республика 509-267 гг. до н.э., поздняя республика 264-27 гг до н.э.) 3) Римская Империя  Принципат – 27 г. до н.э. – 284 г. н.э. 4) Тетрархия и доминат – 285-476 гг.



[1] Дьяконов И. Все мы – люди (размышления об этническом самосознании) // Знание – сила. № 4, 1989. С. 32.

[2] Демидчик А.Е. Примечательная особенность идеологии древнейших территориальных государств // История и культура Востока Азии. Том 1. Новосибирск: ИАЭт СО РАН, 2002. С. 76-80.

[3] Дьяконов И. Все мы – люди (размышления об этническом самосознании) // Знание – сила. № 4, 1989. С. 33.

[4] Крюков М.В. Этнические и политические общности: диалектика взаимодействия // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. - М.: Наука, 1982. - С. 147-162.

[5] Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышление об истоках и распространении национализма. М.: Канон-Пресс-Ц:Кучково поле, 2001. С.62.

[6] Рукопись Жолкевского // Львовская летопись. Русские летописи. Т.4. Рязань, 1999. С. 549.

[7] Малахов В.С. Национализм как политическая идеология. М.: КДУ., 2005. С. 33.

[8] Дьяконов И. Все мы – люди (размышления об этническом самосознании) // Знание – сила. № 4, 1989. С. 34.

[9] Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1870 г. СПб.: Алетейя, 1998. С. 121.

[10] Валлерстайн И. Конструкция народа. Расизм, национализм, этническая принадлежность // Раса, нация, класс. М.:«Ессее хомо», 2003. С. 97.

[11] Клейн Л.С. Генераторы народов // Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск. 1974. С. 126-134.

[12] Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. С. 71.

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ

1. Васильев Л.С. История Востока: учебник: в 2 т. М.: Высш. шк., 1998.

2. История Древнего Рима: Учеб. / Под ред. В.И.Кузищина. М.: Высш. шк., 1994.

3. История Европы: с древнейш. времен до наших дней. Т. 1: Древняя Европа М.: Наука, 1988.

 

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 1. Боннар А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа. От Еврипида до Александрии. М.: Искусство, 1995.

2. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции; Очерки по истории Римской империи (начало). Ростов н/Д: Феникс, 1995.

3. Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи (окончание); Рим и раннее христианство. Ростов н/Д: Феникс, 1995.

4. Гладкий В.Д. Древний мир: Энцикл. слов.: В 2 т. Донецк: Отечество, 1996.

5. Государство на Древнем Востоке. М.: Вост. лит. РАН, 2004..

6. Древний Рим: Гос. устройство. Искусство. Наука. М.: Современник, 1997.

7. Дройзен И. История эллинизма. Т.1,2,3 Ростов н/Д: Феникс, 1995.

8. Дэвис Н. История Европы. - М.: Транзиткнига: АСТ, 2005.

9. История дипломатии: [сборник] М.: АСТ: АСТ Москва, 2006. - 943 с.

10. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М.: Вост. лит. РАН, 1996.

11. Моммзен Т. История Рима. СПб.: Лениздат, 1993.

12. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. Смоленск: Инга, 1995.

13. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М.: Вост. лит. РАН, 1997.


Конструктор сайтовuCoz